Ученые всего мира обеспокоены негативным влиянием гаджетов на психику детей и подростков. Они отмечают расстройства внимания, нарушения памяти, депрессивные состояния, низкий уровень самоконтроля у представителей цифрового поколения. В Южной Корее появился термин digital dementia: согласно исследованиям, изменения в мозге молодых людей характерны для начального периода старческого слабоумия либо схожи с последствиями черепно-мозговой травмы.
Как и тысячу лет назад, для развития мозга нужны внешние стимулы, и чем больше их будет, тем лучше для мозга: детям необходимо познавать мир физически, а не виртуально.
Развитию цифрового слабоумия способствуют: пассивность мыслительной деятельности ребенка (поиск готовой информации в интернете); снижение двигательной и познавательной активности (мир сжимается до экрана планшета или смартфона); уменьшение времени сна, которое используется мозгом для обработки информации. Кроме того, наблюдается нехватка сенсорного опыта: то, что раньше познавалось на вкус, при помощи обоняния и осязания, теперь познается в основном при помощи зрения – через экран устройства.
Влияние электронных средств на психику ребенка
· Дети и
подростки осваивают технику и современные технологии быстрее, чем учатся вести
себя в обществе, общаться, переживать. Это создает коммуникативные трудности,
приводит к замкнутости, отстраненности, неготовности вступать в контакт в
реальности.
· Современные
гаджеты не требуют активизации воображения: яркие, красочные образы пассивно
внедряются в сознание, из-за чего затрудняется развитие у детей творческого
мышления, фантазии.
· Переизбыток информации, получаемой ребенком при помощи электронных средств, приводит к нарушениям в эмоционально-волевой сфере, ухудшению самочувствия, неуравновешенности, бессилию перед стрессом.
· Возможность возникновения интернет-зависимости – состояния, при котором человеку постоянно требуется быть «в Сети», неспособность различать реальность и виртуальность, чересчур глубокое проникновение в виртуальный мир.
· Ребенок не
умеет занять себя – он часто пребывает в состоянии «скуки», так как привык к
готовым развлечениям.
Печально, но
многие родители идут по пути наименьшего сопротивления, давая маленькому сыну
или дочке в руки гаджет: пока нет времени заняться ребенком, пусть поиграет –
так спокойнее. Это, безусловно, проще. Но только лишь пока.
Что делать?
· Приобщать ребенка к продуктивным видам деятельности: рисованию, чтению, занятиям музыкой или спортом.
· Прекрасно, если у ребенка будут домашние обязанности, закрепленные за ним, например, уход за питомцем. Это не только поможет отвлечь чадо от компьютерных игр и социальных сетей, но и будет способствовать воспитанию ответственности.· Развивать
чувства ребенка поможет природа. Это отличное противоядие от «машинной
цивилизации».
·
Поддерживать в семье традиции живого общения: совместные вечера чтения,
просмотр фильмов с последующим обсуждением, общие увлечения, семейные путешествия.
·
Поддерживать активность ребенка в создании им круга общения, проявлять интерес
к его друзьям, их способам проведения досуга.
Подросткам
тоже необходимо работать руками. Девочкам будет интересно рукоделие: вязание,
плетение, шитье. Парней необходимо приучать делать мелкий ремонт в доме,
пробовать заинтересовать их моделированием, конструированием. У детей
обязательно должны развиваться практические (не виртуальные) навыки.
Надо
заметить, что ученые выступают не против гаджетов в принципе, а против раннего
приобщения к ним. Проводя аналогию, Л. Стрельникова пишет о том, что мы не
позволяем ребенку управлять автомобилем, но разрешаем пользоваться компьютером,
хотя он устроен значительно сложнее, нежели автомобиль.
Полностью
оградить ребенка от компьютера в современных условиях видится не только
чрезмерным, но и неправдоподобным. Важно воспитывать в детях качества,
позволяющие им находить радости в реальном мире, восхищаться его красотой и
многоликостью. Ребенок, счастливый в реальном мире, пользуясь достижениями
мира виртуального, не станет его рабом.
Важная, интересная и очень актуальная информация. Спасибо!
ОтветитьУдалить